Дружный класс — мечта любого классного руководителя. Если в классе имеется сложившийся коллектив, с ним гораздо легче работать педагогам, да и самим детям в школу ходить приятнее и радостнее, а значит, и учеба становится более продуктивной. Поэтому рекомендуется использовать специальные коммуникативные игры на сплочение класса, повышающие социализацию. Во время тренинга на сплочение класса школьники смогут показать свои лучшие стороны, иногда неожиданно для себя и для всей группы.
Сплоченный коллектив — понятие многоплановое:
* это показатель психологической совместимости группы;
* это единство или близость ценностей ее участников;
* это общность целей и мотивации в делах;
* это дружеские отношения, сотрудничество, взаимопомощь, а значит, привлекательность группы для тех, кто в нее входит.
Факторы, оказывающие воздействие на сплочение коллектива, зависят от индивидуальных особенностей его членов, личных убеждений, уровня развития. Потому тренинг на сплочение коллектива для младших школьников будет довольно значительно отличаться от методов, применяемых в среднем звене, и тем более – в старшем.
Особенно эмоционально такие мероприятия воспринимают дети, перешедшие из начальной школы в среднюю. Для пятиклассников многое сейчас в новинку: и педагоги, и предметы, и режим, они изменяют их привычную жизнь. Поэтому тренинг на сплочение коллектива пятого класса просто необходим. Главная цель такого тренинга — достичь хороших взаимоотношений между детьми. Известно, что в каждом классе есть уже сложившаяся структура, свои «звезды» и «вороны», «подпевалы» и «одиночки». Важно каждому дать право быть тем, кто он есть, и в то же время показать, что в группе они могут достигнуть большего. На и это ориентировано огромное количество упражнений и заданий, которые мы используем во время занятий.
Если учитель (классный руководитель) будет работать в паре с психологом - это непременно даст положительные результаты и поможет в его дальнейшей работе со школьниками. Но еще лучше, если классный руководитель будет в одной команде с детьми, чтобы поровну делить с ними трудности, возникающие во время выполнения упражнений и игр. Он может подсказывать и направлять (только не следует этим увлекаться, необходимо предоставить детям право применить их опыт и попробовать реализовать собственные решения).