Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации.
Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается, это-…
Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.
Как правило, вне школы дети общаются с близкими по духу, получая то, что не могут получить в семье и в школе: внимание, признание, заботу. В неформальной группе их никто не ругает за неуспеваемость или проступки. Напротив, там их «понимают», одобряют и поддерживают. Члены подобных компаний играют в азартные игры, пьянствуют, сквернословят и тд.
В виду вышеизложенного, на школу возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Таким образом, в системе профилактической деятельности нашей школы выделяют два направления:
Наиболее эффективным в работе по профилактике правонарушений является организация внеурочной деятельности учащихся. В нашем учреждении регулярно проводятся культурно-массовые мероприятия, декады, конкурсы, праздники разной направленности. Неоднократно учащиеся школы занимали призовые места в районных мероприятиях – конкурс литературно-музыкальных композиций, конкурс строя и песни, олимпиада по избирательному праву и др.
Кроме этого, классные руководители регулярно на классных часах проводят профилактические беседы с несовершеннолетними об их правах, обязанностях, ответственности.
В школе также функционирует Совет профилактики правонарушений, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:
- невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
- уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, не работа на уроках).
Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям,так же проводятся ндивидуальные беседы с подростками и неблагополучными семьям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях. Проводилась заслушивае классных руководителей о работе с «трудными» детьми и неблагополучными семьями. Регулярно по необходимости проводиться индивидуальные беседы с подростками.
Два раза в год проходит организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой. Так же огрганизация и проведение совместных рейдов по контролю за пребыванием детей на улице в вечернее время
В школе постоянно проводятся профилактические меры по профилактике правонарушений, в часности публикуются информационные памятки для родителей и детей. Классные руководители проводят тематические классные часы. Так же проводятся организация помощи учащимся в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий).
За истекший период с начала нового 2020-2021 учебного на внутрешкольном учете не было выявлено не одного учащегося. На данный момент семей, находящихся на профилактическом учете нет.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Работа по профилактике правонарушений не всегда дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, поэтому администрации школы ,классным руководителям и родителям нужно объединять усилия и совместно помогать детям не оступиться и выбрать верную дорогу в жизни.